«Евразийская симфония» Ван Зайчика 1.

 

 

Ван Зайчик (Рыбаков и Алимов) и его «Евразийская симфония» были очень популярны году, этак в 2000. Тогда книги о Багатуре Лобо («ланчжуне Палаты Наказаний», - то бишь следователе-оперативнике) и Богдане Оуянцеве Сю (работнике «Возвышенного Управления этического надзора», по нашему - прокуроре)  не опасались читать даже профессора философии и «светские» снобы. «Евразийская симфония» приобрела восторженных почитателей и яростных хулителей. В чем же причина подобного успеха?

Книги серии (всего их пять: «Дело жадного варвара», «Дело незалежных дервишей», «Дело о полку Игореве», «Дело лис-оборотней», «Дело победившей обезьяны») выходили в свет в период расцвета модных разговоров о «многополярности» и Евразии. Венцом политики многополярности было назначение Евгения Примакова (специалиста по Ближнему Востоку) на пост премьера в 1999 году и разворот самолета Евгения Максимовича над Атлантикой в стиле Чкалова. Тогда у нас много говорилось о необходимости тесного военно-политического сотрудничества России, Индии, Ирана, Китая.

Идея же евразийства (если не вспоминать послереволюционных эмигрантов - Карсавина, Устрялова и др.) пришла в массовое российское сознание с подачи Льва Гумилева («Россия - евразийская страна») и, позднее - Александра Дугина.

Правда, в книгах Ван Зайчика «Евразия» понимается как синтез, прежде всего, России и Китая (с буддистской прослойкой между ними). А ни Гумилев, ни Дугин никогда не считали союз с Поднебесной перспективным для нашего отечества. Но это уже детали :).

Второй (а может быть первой) причиной успеха является жанр смешения детектива с альтернативной историей.

Согласно концепции Гумилева, Россия во второй половине 13 века находилась в симбиозе с Золотой ордой Батыя. Известно, что сын и наследник Батыя Сартак был христианином (несторианского вероисповедания, но все же) и побратимом Александра Невского. Казалось, возможной перспектива образования новой синтетической христианской цивилизации Евразии. Однако, после смерти Батыя, его брат Берке (принявший ислам и опиравшийся на купеческий капитал Поволжья) победил Сартака и стал ханом Золотой Орды, изменив политику последней. Тем не менее, сотрудничество с князем Александром он не прекратил, ибо к тому вынуждали геополитические интересы (борьба с Литвой, Польшей, Венгрией и т.д.). Любопытно, что эта коллизия повторилась еще раз. Берке был сменен язычником ханом Тохтой. А тот, в свою очередь, проиграл хану Узбеку. Последний осуществил окончательную исламизацию Золотой орды, при сохранении тесного союза с Москвой. Но то был уже не «симбиоз», а «сговор» (по терминологии Льва Гумилева).

В альтернативном мире «Евразийской симфонии» Сартак побеждает Берке и становится ханом («Александр Невский и хан Сартак сплотили навеки великую Ордусь»). Далее, в перспективе, при неясных обстоятельствах происходит воссоединение «Ордуси» с китайской частью империи.

События романов Рыбакова и Алимова происходят в наше время, в русском улусе «Ордуси». Столица русского улуса - Александрия Невская расположена на месте Петербурга. Сама великая Ордусь, занимающая львиную долю Евразии, находится в мирных, но не всегда дружественных отношениях с цивилизацией Запада. Уже есть ноутбуки, Интернет, чаты и др. (что также работает на успех романа - вообразите чат, в котором Багатур Лобо знакомится с китайской принцессой!).

Удачно, кстати, и такая мелочь, как оформление серии. Например, обложка первого романа, использовавшаяся в рекламе, изображает Исаакиевский собор «в китайском стиле» и вместо Медного всадника на Гром-камне - конную статую Александра Невского.

 

Окончание следует.

Алексей Фанталов.

 

"Евразийская симфония" Ван Зайчика 2.

Меню